Скачать последний номер в PDF Сделать стартовой

Путешествие в историю

В масштабный туристский проект «Серебряное ожерелье России» входит маршрут «По Императорской дороге». Он проходит через железнодорожные станции Николаевской железной дороги, построенной в середине XIX столетия для того, чтобы соединить Петербург и Москву. Значительная часть пути находится в границах современной Ленобласти.

Путешествие в историю

Вперед, в прошлое!

Когда-то из Петербурга в Москву и обратно ездили на лошадях. В 1835 году австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер пытался убедить Николая I в необходимости создания железнодорожного сообщения между двумя городами. Сначала его идея отклика не нашла, но тем не менее Герстнер получил разрешение на строительство пробной дороги между Петербургом и Царским Селом. И в 1837 году в России появилась Царскосельская дорога – первая железная дорога общего пользования в империи.

Лишь спустя пять лет Николай I подписал указ о сооружении железной дороги Петербург – Москва. Любопытно, что он повелел строить дорогу за счет казны: «Дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленной и деятельной жизни государства».

Первых пассажиров Николаевская железная дорога (ныне – Октябрьская) приняла в 1851 году, она стала первой двухпутной в Российской империи. Было возведено более 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб и 20 путепроводов, выстроены сторожевые дома и переезды. А между станциями даже провели телеграф.

Первый царский поезд состоял из девяти вагонов. По рельсовому пути длиной 645 километров состав двигался по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Путешествие из Петербурга в Москву длилось 21 час 45 минут. Сейчас на «Сапсане» то же расстояние можно преодолеть за 3,5–4 часа.

Паровозы, музеи, дворцы

Двухдневное путешествие по Императорской дороге, которое можно совершить в любое время года, адресовано всем, кто интересуется историей, архитектурой и любит музеи. В его программу входит посещение мест, связанных с судьбой императоров и выдающихся личностей России. Это Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге, Охотничий дворец императора Александра II в поселке Лисино-Корпус, усадьба Марьино в деревне Андрианово, церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Любани, Тосненский историко-краеведческий музей и другие.

Этапы маршрута: Санкт-Петербург – город Тосно – деревня Андрианово – город Любань – Санкт-Петербург.

Описание маршрута

День первый

09.30–10.00 – сбор группы в Петербурге у метро «Московская».

11.00–12.30 – посещение Центрального музея железнодорожного транспорта России (СПб, Садовая ул., 50), одного из старейших научно-технических музеев в мире. В фондах музея – более 60 тысяч единиц хранения. Здесь собраны коллекции по истории подвижного состава: альбомы, чертежи, фотографии, книги; модели локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы) и вагонов, около 50 натурных локомотивов. Экспонаты музея знакомят посетителей с историей строительства железных дорог в России, становления и развития отечественной железнодорожной науки и техники.

12.30–13.30 – переезд в город Тосно. По пути туристы познакомятся с историей Чесменского дворца, построенного по указу Екатерины II для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Санкт-Петербурга в Царское Село; увидят верстовые столбы и совершат путешествие по старинному Питерскому тракту – нынешнему Московскому шоссе.

13.30–14.30 – обед в Тосно.

14.30–15.30 – посещение Тосненского историко-краеведческого музея с экскурсией (г. Тосно, пр. Ленина, 47а). Музей с 1998 года размещен в бывшем купеческом двухэтажном особняке Смолиных, который был построен в середине XIX века и назывался «Домом кормилицы». Здесь проживала семья Марии Смолиной, которая была взята в царские покои в качестве кормилицы будущего императора Николая II.

15.30–16.00 – переезд в деревню Андрианово.

16.00–16.50 – чай с пирогами в усадьбе Марьино.

16.50–18.30 – экскурсия по усадьбе Марьино и Английскому парку. Марьино – пышный усадебный ансамбль XIX века – родовое имение Строгановых-Голицыных.

18.30–19.00 – переезд в отель «Тосно», размещение.

20.00–21.00 – ужин в отеле.

День второй

08.30–09.30 – завтрак в отеле, отъезд.

09.30–10.20 – переезд в город Любань.

10.20–11.00 – пешеходная экскурсия по станции Любань. Осмотр здания вокзала Николаевской железной дороги, построенного в 1850 году; бюста первому министру российских путей сообщения П. П. Мельникову, установленного в 1955 г.; памятника генералу А. А. Серебрякову, начальнику Николаевской дороги в 1855–1865 годах.

11.00–12.00 – посещение храма Святых Апостолов Петра и Павла с экскурсией.

В 1967 году на станции Любань освятили железнодорожный храм. Церковь была сооружена по ходатайству Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями П. П. Мельникова в память о строителях магистрали Санкт-Петербург – Москва. Имена 72 из них увековечены на мраморной доске внутри церкви. Незабываемым событием в приходе церкви в 1894 году стала 40-минутная остановка на станции Любань траурного поезда с телом императора Александра III в сопровождении Иоанна Кронштадтского. В советские годы храм был разрушен. После восстановления его вновь освятили 17 сентября 1999 года, таинство провел Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

12.00–13.00 – переезд в Тосно.

13.00–14.00 – обед.

14.00–14.30 – переезд в поселок Лисино-Корпус.

14.30–16.00 – экскурсия по Учебному музею истории российского лесоводства.

В ходе экскурсии будет представлен архитектурный комплекс середины XIX века, созданный российским архитектором Николаем Бенуа по заказу Лесного департамента для нужд первого российского учебного лесничества: Учебный корпус, Императорский охотничий дворец, Храм происхождения честных древ животворящего креста Господня.

Александр II часто посещал Лисинские охотничьи угодья. Коллекции двух залов музея посвящены истории императорских и великокняжеских охот в Лисино в 1846–1916 годы. В залах музея представлены художественные полотна и микродиарамы, выполненные талантливым художником-анималистом Александром Блинковым.

16.00–17.30 – возвращение в Петербург.

С дополнительными подробностями об этом маршруте можно ознакомиться на официальном туристском портале Ленобласти lentravel.ru.

Евгения ДЫЛЕВА

Фото: Первый проезд императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 году. Худ. Ф. Мартенс. Государственный Русский музей 

Другие статьи рубрики

Красный маршрут: Хао дзёу бу дзъэн, Ленин!

Тема «красного туризма» не случайно возникла в нашей стране, куда ежегодно приезжают миллионы китайских путешественников. Гостей из социалистической КНР интересует ленинская тема, и туристический бизнес не может этого не учитывать. Значительная часть исторических объектов, связанных с именем вождя мирового пролетариата, находится в Петербурге и Ленинградской области, поэтому предложенный китайцам, а заодно и всем, кто интересуется революционным прошлым России, «Красный маршрут» закономерно проходит среди прочих и по нашему региону. Читать дальше...

Виртуальное путешествие в прошлое

Музеи Ленинградской области, посвященные войне и блокаде, выходят в онлайн Читать дальше...

ЖАЛОБЫ НА ДОРОГАХ

 

 

В Ленинградской области открыта "горячая линия" для жалоб автомобилистов на качество дорожного покрытия по телефону  8 (812) 251-42-84 или по электронной почте info@ленавтодор.рф 

ГДЕ ПРОДЛИТЬ ЕДИНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ

Список адресов пополнения ресурса социальных билетов в районах Ленинградской области.


ОБЩИЕ решения

Водоканалу — объединение

К единому водоканалу Ленинградской области присоединились госпредприятия Выборгского, Кировского и Сланцевского районов. Распоряжение об этом подписано главой 47-го региона. Объекты водоснабжения и водоотведения в этих районах ждёт реконструкция — для повышения качества питьевой воды и её бесперебойной поставки в дома жителей. К 2020 году ремонт ожидает госпредприятия в сфере ЖКХ во всех районах области.

***

Молодёжи — поддержка

Областное правительство одобрило законопроект, который устанавливает меры господдержки для талантливых и одарённых молодых ленинградцев. Это создаёт систему «социальных лифтов» для молодёжи, независимо от места их проживания и уровня дохода родителей — талант и трудолюбие будут награждены. В 2018 году на выплату именных стипендий в бюджете региона заложено почти 4 млн рублей.

***

Семьям — помощь

Для ленинградских семей, в которых среднедушевой доход составляет менее 7 тыс. рублей, разработают дополнительные меры помощи. В правительстве области рассчитывают, что через 5 лет в каждой семье доход на человека будет равен размеру потребительской корзины. А семьям с детьми помощь будет оказываться в натуральном виде — выдачей вещей, путёвок в лагеря, лекарств и продуктов. 

 

 

МЕРЫ И РАЗМЕРЫ

 

 

Все соцвыплаты и ежемесячные компенсации на меры соцподдержки по оплате жилья и коммунальных услуг

 

ПОБЕДИТЕЛЕЙ - НА КУРОРТ 

 

 

В области объявлен конкурс на лучшего пользователя портала госуслуг. Победители отдохнут на курортах Ленинградской области — получив сертификаты на 25 тысяч рублей на поездки в санатории и турбазы 47-го региона.

Номинаций — три: самый старший пользователь, самый активный пользователь и пользователь, чаще всех обращавшийся к услугам в категории «Спорт и туризм». Регистрация участников — до 4 марта. Конкурсантам необходима постоянная регистрация в области. Остальные подробности на портале https://gu.lenobl.ru/Pgu 

  

 

 

ВолчокВК 

 

Заходи, если чё

Уверены, что официальное издание правительства — печатный орган «в галстуке»? Отнюдь! Ничто человеческое нам не чуждо. В том числе — современные проявления неформального отношения. Приглашаем всех убедиться в этом в нашей — официальной — группе в «Контакте». Проходим, не стесняемся https://vk.com/smi47